Народная любовь к Владыке с его смертью не прекратится. а будет только нарастать
Митрополит Иоанн: "Определяющим в его жизни стало созидание Церкви..."
15 Январь 2013.
Со схимитрополитом Ювеналием мы познакомились в Иркутске, когда он был епископом Иркутским и Читинским. В те годы его епархия была достаточно обширна – от Иркутска до Владивостока.
В советское время отношение к Церкви было не такое как сейчас: где-то агрессивное, где-то более благоприятное, уже тогда Владыка явил себя как архипастырь, готовый всегда пожертвовать собой ради церковного устроения. Поскольку на территории епархии находилось много национальных республик, то необходимо было находить общий язык с коренными народами. И владыке Ювеналию это удавалось, потому что люди видели его искренность, его любовь к Богу и ближним.
Впоследствии, когда Владыку перевели в Курск, где он стал архиереем Курским и Белгородским, по его приглашению и благословению я также прибыл в Курск. Я видел, как Владыка уже на Курской земле устроял церковную жизнь.
Главным его качеством было строгое отношение к себе, к исполнению монашеских уставов. Он не щадил себя, а пытался всеми силами наладить духовную жизнь, возродить древние святыни: при нем возобновилась традиция крестного хода в Кореную пустынь, возродилась сама Курская Коренная пустынь, Знаменский собор и десятки храмов были возвращены Церкви.
Владыке было свойственно горячее, беспокойное созидание церковной жизни, когда он, переживая за все, мог вступить «в бой» с любым чиновником для того, чтобы отстоять интересы Церкви. И это при том, что он знал, за всем этим могут последовать неприятности. Впрочем, так оно и было. Все это он мужественно выдерживал.
Владыка Ювеналий любил молиться, любил проповедовать. Его проповеди были доступны для людей и образованных, и необразованных. Он пытался рассказать людям об Истине, о сути христианской жизни, свидетельствуя своим примером, что Христос посреди нас. Очень многих людей он смог привести к вере.
Его горячее восприятие церковной жизни всегда отличалось колоссальной энергией созидания. Он был неравнодушным человеком, всегда беспокоился о церковном благе. Определяющим в его жизни стало созидание Церкви. Владыка был сыном Церкви, воином Церкви и до конца оставался таковым, несмотря на все свои немощи.
Для меня он является примером жертвенного служения Церкви Христовой, несмотря ни на какие обстоятельства. Владыка Ювеналий для многих, и для меня лично, является примером беззаветного служения Церкви, служения по послушанию, служения по каноническим правилам.
И народная любовь, которая окружает Владыку - а говорю я это в настоящем времени потому, что эта любовь к Владыке с его смертью не прекратится, а будет только нарастать,- эта народная любовь воистину является лучшим свидетельством его архипастырского подвига, как в двадцатом, так и в двадцать первом веке.
Вечная памяти приснопоминаемому схимитрополиту Ювеналию!
Назад к списку